Монополии тормозят авиарынок. Vip-терминал: кто зарабатывает на бизнес-авиации во Внуково Акционер компании, обслуживающей во Внуково бизнес-джеты, выкручивает крылья перевозчикам

Кто занимается бизнес-авиацией во Внуково

Аэропортовый комплекс Внуково-3, который занимается обслуживанием деловой авиации и VIP-чартеров, был открыт в 2004 году на месте бывшего ведомственного терминала Роскосмоса. С 1963 года здесь располагался аэровокзал ракетно-космической корпорации «Энергия». В 2004 году по просьбе мэра Москвы Юрия Лужкова РКК «Энергия» передала аэропорту Внуково 4,6 га под строительство зоны деловой авиации Внуково-3.

Сейчас Внуково-3 включает три бизнес-терминала: «Космос» и «Виппорт», которые позволяют обслужить около 40 человек в час, и «АБТ Внуково-3», обслуживающий около 15 человек в час.

Falcon, которым летел глава Total Кристоф де Маржери, вылетал через самый востребованный во Внуково-3 терминал «Виппорт». Владелец этого терминала - одноименное ЗАО с запутанной структурой собственности: на 50% компания принадлежит кипрским Cythercorp и Morimoto, чей бенефициар, в свою очередь, - зарегистрированная на BVI Corwell Finance Limited; еще 50% - у компании «Центр обеспечения полетов «Русаэро», которую контролирует бизнесмен Дмитрий Купцов (данные СПАРК).

Эти же кипрские офшоры на 75% контролируют терминал «АБТ Внуково-3». Им же, если верить СПАРК, принадлежат доли еще в трех десятках компаний, которые оказывают различные услуги в аэропорту Внуково, среди них - «Трансагентство Внуково» (авиакассы в здании аэропорта),«Авиатехинвест» (владеет техническими сооружениями аэродрома) и другие. Наконец, этим же двум офшорам принадлежит 75,5% управляющей компании «Внуково-инвест».

Совладельцами «Внуково-инвеста» считаются председатель совета директоров и совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев и миллиардер Андрей Скоч. В июне 2014 года «Внуково-инвест» переизбрало совет директоров - в него помимо Виталия Ванцева и представителя Скоча, гендиректора благотворительного фонда «Поколение» Дениса Марусенко, вошла Лариса Гитарская, директор по развитию проектов ООО USM Advisors, которая управляет активами Алишера Усманова, Скоча и других их партнеров. Представитель USM от комментариев отказался. Источник, близкий к компании, подтвердил, что Скоч через своего отца действительно является совладельцем бизнес-терминалов во Внуково. Ванцев от комментариев отказался.

О председателе совета директоров группы компаний «РусАэро» (в нее входит одноименная авиакомпания) Дмитрие Купцове, которому принадлежит вторая половина «Виппорта», известно немного. Раньше Купцов занимался обеспечением рейсов деловой авиации в Шереметьево, рассказал РБК один из бывших сотрудников этого аэропорта, потом перевел свой бизнес во Внуково. Сейчас он считается крупнейшим игроком на рынке деловой авиации, говорит гендиректор одного из операторов бизнес-джетов. По его данным, структуры Купцова оказывают те же услуги в питерском Пулково, а также в аэропортах Сочи, Краснодара, Анапы и Геленджика. Связаться с ним РБК не удалось.

«Дорогие» гости

Внуково - самый популярный аэропорт у российского бизнеса. По статистике Европейской организации по безопасности полетов (Eurocontrol, агрегирует данные по международным рейсам), за 2013 год в среднем в день из Внуково-3 вылетали 30 рейсов деловой авиации. Для сравнения: из Шереметьево - семь, из Пулково - пять, из Домодедово (Domodedovo Business Aviation Center) - около четырех.

В день из четырех московских аэропортов вылетает 90-110 бизнес-джетов (включая внутрироссийские рейсы), говорит гендиректор одной из компаний-операторов, специализирующихся на частных перелетах. На Внуково приходится около 75%, утверждает его коллега из конкурирующей фирмы. «Девять из десяти наших рейсов вылетает из Внуково», - говорит представитель компании «Бизнес авиация».

Бизнес-авиация в Москве

90-110 бизнес-джетов в день взлетают и приземляются в московских аэропортах

75% московских вылетов бизнес-джетов приходится на аэропорт Внуково

8 км - расстояние от Москвы до Внуково. Близость к столице - главное преимущество аэропорта перед Домодедово и Шереметьево

20-30% - на столько бизнес-терминалы во Внуково дороже, чем в Домодедово 
и Шереметьево

3 бизнес-терминала действуют в настоящее время во Внуково - «Космос», «Виппорт» и «АБТ Внуково -3»

348 млн руб. - выручка бизнес-терминала «Виппорт» (Внуково) в 2013 году

11,5 млн руб. - чистая прибыль бизнес-терминала «Виппорт» (Внуково) в 2013 году

3 авиакомпании, занимающиеся бизнес-чартерами, базируются во Внуково

Услугами Внуково-3 пользуются и богатейшие россияне, и корпорации: здесь, к примеру, базируются самолеты Алишера Усманова и Рустама Тарико, а также бизнес-джеты «Роснефти», «Газпрома», НОВАТЭКа и РЖД. Группа «Абрау-Дюрсо» регулярно арендует самолеты бизнес-авиации, базирующиеся во Внуково-3, - говорит представитель компании Дарья Домостроева. - Мы арендуем чартеры, когда у нас в Абрау проходят крупные мероприятия, на которые надо привезти большое число гостей». По ее словам, в этом году компания дважды арендовала самолет Bombardier авиакомпании «Северсталь».

Популярность аэропорта объясняется его близостью к Москве и Рублево-Успенскому шоссе, откуда часто приезжают высокопоставленные пассажиры. Внуково находится в 8 км от Москвы, Шереметьево - в 10 км, Домодедово - в 22 км. Только последний обеспечивает вылет-прилет бизнес-джета без привязки ко времени, уточняет представитель этого аэропорта. Впрочем, гендиректор одной из компаний бизнес-авиации отмечает, что Домодедово так и не нашел своего постоянного клиента из-за своей удаленности от центра города. Шереметьево среди деловой элиты пока не очень популярен, сказывается дефицит площадей: один из самолетов Алишера Усманова был перебазирован во Внуково, так как мешал работе грузового терминала Шереметьево. Но самая большая проблема - пробки (до аэропорта трудно добраться из-за того, что Ленинградское шоссе слишком загружено). Представители Шереметьево ранее говорили, что аэропорт сможет вернуть позиции после того, как будет построен первый участок платного шоссе Москва - Санкт-Петербург.

Внуково не только самый удобный, но и самый дорогой столичный аэропорт для бизнес-авиации, рассказывают сотрудники компаний-операторов и сами клиенты. Обслуживание во Внуково стоит на 20% дороже, чем в других европейских аэропортах и в Шереметьево, и на 30% по сравнению с Домодедово, говорит гендиректор одной из авиакомпаний. Стоимость перелета из Москвы, к примеру, на юг России и обратно для пассажиров одного бизнес-джета вместимостью до 50 человек составляет порядка 1 млн руб., говорит сотрудник одной из компаний, часто летающих из Внуково.

Кто в доле?

Как точно делится эта выручка - разобраться трудно. Стоимость облуживания бизнес-джета состоит из нескольких частей, рассказал РБК сотрудник одной из компаний-брокеров, которая организует рейсы по заказу частных клиентов. В структуру затрат входит аэропортовый сбор, который вычисляется с максимальной взлетной массы самолета, сбора за навигацию (около €100), за предоставление метеосправки (около €50). Эти деньги делятся между государственными структурами.

Основная часть остальных затрат пассажиров остаются у собственников vip-терминала. Так называемый хендлинговый пакет для одного из самых популярных лайнеров Legasy 600 стоит во «Внуково» €2800, говорит собеседник РБК. В него входит предоставление тягача, машины сопровождения, техконтроль по прилету и вылету, предоставление комнаты для брифинга экипажа и другие услуги. Отдельно оплачиваются услуги клининга, предоставление наземных источников питания, обработка антиобледенительной жидкостью, предоставление гостиницы для персонала и его трансфер. Пользование самим терминалом Внуково-3 пассажиру такого рейса обойдется в €200.

Еще одной важной частью затрат пассажира деловой авиации является заправка самолета (в основном топливо поставляет компания «ТЗК «Внуково», саму услугу по заправке предоставляют компании «Виппорт» или Swissport Russia, которая обслуживает регулярные рейсы во «Внуково»).

В названную стоимость также не входит кейтеринг. Его пассажиры могут заказать как в аэропорту, так и в ресторане. Особой популярностью, по словам одного из операторов, пользуется кейтеринг из ресторана «Пушкин». Стоимость услуг стоянки самолета в месяц в аэропорту Внуково составляет €5-6 тыс. в крытом ангаре, за сутки ценник может достигать €1200.

Ни разница в цене, ни трагедия с самолетом главы Total пока не заставила ни одного из клиентов Внуково-3 отказаться от его услуг (по крайней мере, публичных заявлений об этом не было). «Мы продолжим летать из Внуково, - говорит Домостроева из «Абрау-Дюрсо», - нам предстоит празднование 150-летия компании в 2015 году, будет много гостей, и мы опять воспользуемся их услугами». «В нынешней ситуации Внуково не потеряет своего клиента, это удобный аэропорт, и случившееся с самолетом президента Total не изменит этого», — считает гендиректор компании «Джет трансфер» Александр Евдокимов.

Одна из зарубежных авиакомпаний обратилась с письмом в транспортную прокуратуру России с жалобой на коррупцию и вымогательство со стороны ряда российских служб и компаний в аэропорту Внуково. Как показало расследование, в самом популярном для бизнес-авиации аэропорту свои порядки установили оффшорные структуры Виталия Ванцева и Дмитрия Купцова.

На российском рынке авиаперевозок идет процесс сокращения числа авиакомпаний и монополизации наземного обслуживания. С 2003 по 2012 год количество кресел, выставленных российскими авиакомпаниями на рынке, увеличилось более чем вдвое — с 41,4 млн до 95,5 млн единиц, а количество российских авиаперевозчиков, выполняющих коммерческие рейсы, с 2003 по 2010 год уменьшилось с 232 до 151 компании. Такие цифры привел 10-м форуме «Крылья России» глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев. В 2011-2012 годах авиационная администрация аннулировала еще 44 сертификата эксплуатанта.

Испортить бизнес конкуренту. Навсегда

Если количество самолетов авиакомпаний в воздухе пока еще позволяет говорить о конкуренции за пассажиров, то на земле монополизация идет гораздо более быстрыми темпами. Аэропорты переходят в частные руки, а их владельцы обычно уже являются собственниками обслуживающих компаний, создают свои авиакомпании и компании-операторы деловой авиации. В результате для «своих» рейсов создаются льготные условия, а сторонние компании «отжимаются» от бизнеса. Самолетам «чужих» компаний, например, могут не предоставить запрашиваемое время взлета-посадки, заставить лишние полчаса поболтаться в небе, расходуя впустую горючее, затянуть до неприличия время межрейсового обслуживания воздушного судна, а то и прямо не допустить конкурентов к выполнению «выгодных» рейсов. Существует множество различных способов «испортить» бизнес конкурирующему авиаперевозчику, после чего единственные операторы в аэропорту назначают цены на свои услуги «с потолка». Соответственно, и цены на аэропортовый сервис в Москве в три-четыре раза выше, чем в Европе. Особенно это касается бизнес-авиации.

Ситуация стала настолько вопиющей, что Международный олимпийский комитет в конце прошлого года, побывав в Сочи, был вынужден обратить внимание правительства на создание в российских аэропортах, наиболее востребованных для бизнес-авиации, монопольных схем, в результате которых сборы за обслуживание повышаются в десятки раз. Безнаказанность монополий в России приводит к совершенно диким случаям ущемления интересов пассажиров.

Наиболее известен случай в сочинском аэропорту в августе 2011 года, когда руководитель Российского космического агентства Владимир Поповкин из-за саботажа экс-гендиректора «Базэл Аэро» (компания, обслуживающая аэропорт Сочи) Сергея Лихарева по предварительному сговору с бизнес-структурами бизнесмена Дмитрия Купцова провели «воспитательный процесс», в результате которого пассажир был вынужден взбираться в самолет по стремянке, а потом полтора часа ждать взлета. Монополистов не испугал даже уровень VIP-пассажира! Поповкину помог только звонок руководителю Федерального агентства воздушного транспорта.
Весь операторский рынок деловой авиации России на 90% принадлежит двум компаниям − «Русаэро» и «Аэротрансу», а в каждом аэропорту самолеты караулит свой обслуживающий монополист (хэндлинговая компания). В апреле 2011 года по заявлению оператора деловой авиации ЗАО "Стримлайн ОПС" было возбуждено антимонопольное дело в отношении ОАО «Омский аэропорт», который отдал монопольное право на обслуживание деловой авиации ОАО «Центр производственно-диспетчерских услуг гражданской авиации «Аэротранс» (против «Аэротранса» также велось антимонопольное разбирательство).

«Стримлайн» столкнулся с сопротивлением обслуживанию своих рейсов не только в Омске, но и в других городах России (по информации ЗАО «Стримлайн ОПС», монополизация услуг по наземному обслуживанию деловой авиации имеет место быть в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре, Анапе, Геленджике). Еще раньше с рынка был выдавлен оператор деловой авиации «ИстЮнион».

Сейчас в правительстве идет обсуждение схемы реформирования Московского авиационного узла (МАУ) путем объединения аэропортов Внуково и Шереметьево. Эксперты обсуждают все детали схемы, кроме вопроса монополизма наземного обслуживания. В новой компании частные владельцы аэропорта «Внуково» могут получить до 40% акций, что фактически позволит им контролировать два аэропорта и применить в них уже отработанную во «Внуково» схему извлечения монопольной прибыли.

Внуково-3 убыточно?

Во «Внуково» обслуживанием бизнес-джетов занимается монополист − компания «Виппорт», владельцами которой являются основной частный акционер всего аэропорта Виталий Ванцев (51%) и Дмитрий Купцов (49%). Последний является основным акционером (58%) в работающем в Москве и многих региональных аэропортах оператора деловой авиации «Русаэро». Структуры Купцова вытеснили из «Внуково» всех других операторов деловой авиации, заставляя авиакомпании не очень чистыми методами переходить к ним на обслуживание. Способов для этого достаточно. Можно заставить пассажиров от «конкурентов» ждать по нескольку часов приема уже прилетевшего борта, сославшись на отсутствие трапов. Можно «поставить компанию на деньги»: стоимость временной стоянки в порту давно уже превысила пределы разумного, а если пустое судно захочет улететь, спецпрайс для него - 3000 евро, что просто невозможно ни в каком другом порту мира. Можно выкручивать руки клиенту, торгуя слотами (временными промежутками прилёта-вылета) - предлагая лучшее и удобное время своим и отказывая в принятии борта в запрошенное время «чужим». При этом сам оператор не имеет возможности манипулировать временем, эта деятельность находится в юрисдикции самого аэропорта. Но имея в акционерах владельца Внуково, «Виппорту» это не составляет особого труда. В последнее время все чаще авиакомпаниям, которым досаждают нерыночные условия работы во ВНК-3 и у которых появляется желание сменить обслуживающего оператора, угрожают серьезными проблемами, причем не только во ВНК-3, но и в других аэропортах, где реализована оффшорная схема работы бизнес-структур Дмитрия Купцова.

Благодаря близости к Москве популярность «Внуково» среди пассажиров бизнес-джетов позволяет «Виппорту» держать монопольно высокие цены на виртуальные дополнительные услуги наземного обслуживания − вдвое против цен «Шереметьево» и «Домодедово» (5000 евро против 2800 евро). При этом вся операционная деятельность компаний Купцова в России ведется через «РусАэро», а финансовые потоки идут через оффшорную компанию Shennon Air. Клиент договариваясь с «РусАэро», а получает счета от Shennon Air. В результате весь «золотой ручей» от обслуживания в ВНК-3 утекает в карманы одного человека, государство ежегодно недополучает сотнимиллионов рублей налогов, а «Виппорт» ежегодно показывает близкую к нулю прибыль или убытки.

Виталий Ванцев заявляет об увеличении на 50% потока обычных пассажиров во Внуково на следующий год за счет сокращения бизнес-рейсов, которые якобы собираются перевести в аэропорт «Кубинка». Сокращать количество бизнес-рейсов планируется с помощью «значительного повышения тарифов». Но Кубинка заработает не ранее 2014 года, все эти годы пока владельцам «Виппорта» гарантирована оффшорная сверхприбыль, так что, скорее всего, обычным пассажирам придется потесниться.

Вслед за «Внуково», естественно, поднимут цены «Домодедово» и «Шереметьево», и Москва войдет в число самых дорогих городов мира не только по стоимости гостиниц, но и по стоимости деловых авиаперелетов.

Монополизм хэндлинговых компаний и аффилированных с ними операторов деловой авиации ведет Россию к средневековым порядкам: в «своем» аэропорту «свой» борт будет обслужен быстро, а тот же самолет в «чужом» аэропорту «чужой» компанией будут обслуживаться часами.

На беспредел монополистов во Внуково пожаловался руководитель одной из зарубежных авиакомпаний. В письме в транспортную прокуратуру России он описывает, как самолет компании, выполнявший рейс Брюгге-Москва-Рига, столкнулся с беспрецедентными фактами вымогательства во Внуково-3. «Нам всячески пытались сорвать рейс: задерживали высадку пассажиров, подачу трапов» - говорится в письме. От сотрудников оператора комплекса деловой авиации менеджеру рейса поступило предложение фальсифицировать документы с целью завышения стоимости расходов самолета в аэропорту с последующим "откатом". В результате вылет борта из "Внуково" в Ригу обошелся компании в дополнительные 3000 евро поборов.

25 апреля 2013 года состоялась церемония официального открытия Центра Бизнес Авиации «Пулково-3».

«Пулково-3» - первый в Северо-Западном регионе Центр Бизнес Авиации, оказывающий полный комплекс услуг и обладающий всей необходимой инфраструктурой. Ввод в эксплуатацию такого значительного и дорогостоящего объекта аэропортовой инфраструктуры - новый этап развития бизнес-авиации как в Санкт-Петербурге, так и в Российской Федерации.

Общая площадь территории ЦБА «Пулково-3» составляет 100 000 кв.м., на которой расположены перрон, здание пассажирского терминала (4000 кв.м.), и многое другое. Современный интерьер, уютная атмосфера, прекрасный вид, открывающийся на собственный перрон №6 с 28 стоянками, эксклюзивное барное обслуживание, профессиональный персонал - это лишь часть преимуществ, которые предоставляет пассажирский терминал ЦБА «Пулково-3» своим клиентам.

В торжественной церемонии открытия приняли участие почетные гости: Руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ Дмитрий Александрович Безделов, Председатель совета директоров ОАО "Аэропорт Внуково" Виталий Анатольевич Ванцев, Председатель совета директоров группы компаний "РусАэро" Дмитрий Виктороич Купцов, Генеральный директор ООО " Воздушные ворота Северной Столицы" Сергей Владимирович Эмдин, Генеральный директор Центра Бизнес Авиации «Пулково-3» Сергей Геннадьевич Пугин.

"Мне очень приятно присутствовать на открытии Центра Бизнес Авиации«Пулково-3»,отвечающем всем мировым стандартам. Хотел бы поблагодарить проектировщиков, архитекторов, строителей - команду, которая создала здесь такое чудо. У команды Внуково большой опыт подобной работы, мы построили не один терминал и этот Центр Бизнес Авиации стал венцом творения. Я благодарен федеральным властям за помощь и поддержку, за то, что пошли навстречу этому проекту. Особые слова признательности Федеральной службе безопасности, Федеральному агентству по обустройству государственной границы РФ, Федеральной таможенной службе. Также я хочу сказать спасибо руководству аэропорта Пулково", - отметил В.А. Ванцев. В свою очередь, Д.А. Безделов поздравил всех с открытием «Пулково-3» и отметил хорошие перспективы открывшегося Центра Бизнес Авиации, учитывая, что он может обслуживать как внутренние, так и международные рейсы. Напомним, после комплексного завершения строительства (реконструкции), оборудования и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации в пункте пропуска пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также после ввода объекта в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Росграницей были проведены мероприятия по открытию пункта пропуска реконструированного в пределах центра бизнес авиации «Пулково-3». Пропускная способность пункта пропуска - 30 чел. в час

Всего в церемонии официального открытия приняли участие более 250 высокопоставленных гостей (владельцы и топ-менеджемент авиакомпаний выполняющих полеты на воздушных судах бизнес авиации, представители владельцев воздушных судов, администрация г. Санкт-Петербурга, представители ФАВТ «Росавиация», руководители компаний-партнеров и т.д.), как из Санкт-Петербурга и Москвы, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Партнерами мероприятия выступили представители такого крупного петербургского бизнеса как: ОАО «Промышленная группа «Ладога» и ОАО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга», которые внесли свой дополнительный вклад в организацию и проведение мероприятия на высоком профессиональном уровне.

Во время мероприятия были достигнуты договоренности с ведущими авиакомпаниями специализирующимися на выполнении рейсов бизнес авиации о долгосрочном взаимодействии при обслуживании воздушных судов в Санкт-Петербурге на территории Центра Бизнес Авиации «Пулково-3».

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КЭПИТАЛ ДЖЕТ" , г. Химки, Московская область

Основной вид деятельности по коду ОКВЭД:

  • . Деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию ;

Дополнительные виды деятельности компании:

  • . Аренда воздушного транспорта с экипажем;
  • . Деятельность туристических агентств;
  • . Прочая оптовая торговля;
  • . Организация перевозок грузов;
  • . Транспортная обработка грузов;
  • . Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;
  • . Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов;
  • . Деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.);
  • . Предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию и переделка летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов;

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности:

  • . Услуги по аренде грузовых вертолетов с экипажем;
  • . Услуги по грузовым перевозкам воздушным транспортом, не подчиняющимся расписанию (нерегулярные);
  • . Услуги по пассажирским туристическим перевозкам самолетами, не подчиняющимся расписанию;
  • . Услуги по перевозкам почты воздушным транспортом, не подчиняющимся расписанию;
  • . Услуги по перевозкам почты воздушным транспортом, не подчиняющимся расписанию, на международных линиях;
  • . Услуги по пассажирским туристическим перевозкам вертолетами, не подчиняющимся расписанию;
  • . Услуги по пассажирским перевозкам воздушным транспортом чартерными рейсами, не подчиняющимся расписанию;
  • . Услуги по перевозкам прочих грузов воздушным транспортом, не подчиняющимся расписанию;

Биография:

Родился в 1969 г. в Хабаровске. Окончил Ленинградское высшее военное топографическое училище.

В 1993 г. уволился из рядов Вооруженных сил

1995 гендиректор компании «Валс» по переработке нефти на Московском и Рязанском НПЗ

1997 заместитель генерального директора аэропорта «Внуково» по инвестполитике

2002 гендиректор международного аэропорта «Внуково»

2005 председатель совета директоров аэропорта «Внуково»

Источник: vedomosti.ru

Досье:

Ванцев вместе с отцом Анатолием был совладельцем Авиационно-нефтяной компании (АНК), которая фактически контролировала весь аэропортовый бизнес Внуково, несмотря на то, что до ноября 2003 года большая часть акций ОАО «Аэропорт Внуково» находилась в собственности Минимущества РФ. Правда, официально о контроле Ванцевых не заявлялось. Компании АНК принадлежали ЗАО «Внуково-Инвест» и часть АО «Международный аэропорт Внуково», а также некоторые другие компании, связанные с авиаперевозками.

В апреле 2002 года мэр Москвы Юрий Лужков предложил Владимиру Путину передать акции Внуково в счет погашения задолженностей Москвы. Вскоре соответствующий указ был подписан. Изначально для этого планировали перераспределить акции аэропорта и передать в управление одной структуре. Этого сделано не было, однако ОАО «Аэропорт Внуково» было выбрано координатором и управляющей компанией проекта модернизации аэропортового комплекса.

Источник: "Коммерсант-Власть" от 30.01.2002

В конце 2008 года ЗАО «Коммерческое агентство аэропорта Домодедово» (КААД) подало иски по долгам авиакомпании AiRUnion, главой оперативного штаба по управлению перевозками которой был Ванцев, к структурам аэропорта «Внуково», который выступал гарантом по ряду обязательств компаний «Крайсэйр», «Домодедовские авиалинии» и «Самара». Ванцев утверждал, что по всем договорам, возникшим в период с 4 по 7 сентября 2008 года, на время перебазирования перевозчиков из Домодедово во Внуково, компании расплатились.

Источник: «Коммерсантъ» № 233 (4050) от 20.12.2008

В августе 2008 года аэропорт Домодедово отказался обслуживать московские рейсы AirUnion из-за задолженностей входящих в него компаний. Чтобы избежать кризиса и тысяч неперевезенных пассажиров было принято решение перевезти рейсы AirUnion из Домодедово во Внуково, взамен на предоставление гарантий по долгам AirUnion за обслуживание в Домодедово аэропортом Внуково.

Источник: "Прайм-ТАСС" от 22.06.2010

В 2008 году авиакомпания «Крайсэйр», входящая в альянс AiRUnion попала под опись имущества. Судебные приставы получили 40 исполнительных листов по решениям арбитражных судов по задолженностям перед налоговыми органами и юридическими лицами. Не дожидаясь итогов процесса о банкротстве «Крайсэйра», приставы начали опись имущества компании первой очереди: недвижимость, столы, телефоны, компьютеры. На самолеты был наложен арест. Но компания продолжала осуществлять перевозки пассажиров на самолетах, которые находились в лизинге.

Кроме того, иск о банкротстве «Крайсэйр» подала лизинговая компания «Илюшин Финанс». А глава торгового дома ТОАП, крупнейшего кредитора AiRUnion, Евгений Островский, говорил о том, что ТОАП подал десятки исков к авиакомпаниям альянса за поставленное топливо.

Источник: Коммерсантъ(Новосибирск) № 181 (3998) от 07.10.2008

В декабре 2008 года Ванцев стал крупнейшим владельцем авиакомпании SkyExpress, занимавшейся бюджетными авиаперевозками, получив 39% акций. Основателями этой компании были братья Борис и Александр Абрамовичи. На базе их обанкротившихся активов в виде авиаальянса AiRUnion создавалась компания «Авиалинии России», главой которой стал Ванцев. Однако SkyExpress он решил не включать в ее состав, сделав компанию своим личным проектом. Позднее Ванцев консолидировал 75% акций компании.

Источник: «Коммерсантъ» № 220 (4037) от 03.12.2008

В марте 2009 года Ванцев предложил правительству Москвы купить 75% минус одну акцию компании Sky Express за один рубль. Говорили о том, что бизнесмен таким образом стремился получить гарантию собственных инвестиций в компанию, у которой имелись большие долги. Ванцеву было бы выгодно объединение компании с московским «Атлант-Союзом», который должен был войти в «Росавиа» - компанию, создающуюся «Ростехнологиями» и правительством Москвы. «Росавиа» к тому времени также возглавил Ванцев.

Источник: «Коммерсантъ» № 45/П (4100) от 16.03.2009

Однако Ванцев не сработался с менеджерами «Ростехнологий» и вскоре покинул пост гендиректора «Росавиа», вместо него компанию возглавил замминистра транспорта Борис Король. Ванцев был не только гендиректором «Росавиа», но и владел компанией ОАО «Авиакомпания», которое должно было стать юридическим лицом нового перевозчика, поэтому Москва выкупила у Ванцева его акции. Причины отставки Ванцева не назывались, но было известно, что у него испортились отношения с замгендиректора Игорем Завьяловым, курирующим «Росавиа». Для компании «Ростехнологии» Ванцев был человеком, у которого конфликт интересов, ведь он был крупным акционером «Внуково» и компании Sky Express.

Источник: «Коммерсантъ» № 69 (4124) от 17.04.2009

В июле 2009 года правительство Москвы начало наступление на Ванцева. Глава городского департамента транспорта Василий Кичеджи в письме мэру Юрию Лужкову заявил о том, что через компанию «Внуково Хэндлинг», подконтрольную Ванцеву, производится вывод активов городского правительства. Он просил провести проверку действий руководства Внуково, полагая, что из-за них город не получил контрольный пакет во «Внуково-Хендлинг», которая имела право заключения договоров аренды в новом строящемся терминале. Другими словами, город пытался упрочить свое влияние над аэропортом.

Источник: «Коммерсантъ» № 123 (4178) от 10.07.2009

В 2009 году ОАО «Аэропорт Внуково», подконтрольное правительству Москвы, выкупило у Ванцева 49% акций компании «Внуково Хэндлинг», единого оператора по продаже услуг в аэропорту. Пакет выкупили по номинальной стоимости - 500 тыс. рублей. Таким образом, город обеспечил себе больший контроль над аэропортом. Уточнялось, что из структур Ванцева свои пакеты «Внуково Хэндлинг» продали ОАО «Внуково-Инвест» и ОАО «Авиационно-нефтяная компания».

Ванцев ранее заявлял, что «Внуково Хэндлинг» - всего лишь расчетно-кассовый центр, и он не возражает против выкупа пакета Москвой.